Урок №30. Построение эвольвенты зубчатого колеса (упрощенный способ) |
Автор: Петр Марценюк | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29.11.2009 14:05 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Урок посвящен построению зубчатого колеса с эвольвентным профилем зуба. Урок состоит из двух частей. В первой части выложена теория, формулы для расчета и один из способов графического построения эвольвентного профиля зуба. Часто задаваемые вопросы: *Что такое эвольвента (эволюта)? Итак, начнем с теории.... Эвольвентное зацепление позволяет передавать движение с постоянным передаточным отношением. Эвольвентное зацепление - зубчатое зацепление, в котором профили зубьев очерчены по эвольвенте окружности.
Для этого необходимо чтобы зубья зубчатых колёс были очерчены по кривой, у которой общая нормаль, проведённая через точку касания профилей зубьев, всегда проходит через одну и туже точку на линии, соединяющей центры зубчатых колёс, называемую полюсом зацепления. Эвольвента – геометрическое место точек прямой, катящейся без скольжения по окружности, называемой эволютой.
Рис. 1. Эвольвента круга
Параметры зубчатых колёсОсновной теореме зацепления удовлетворяют различные кривые, в том числе эвольвента и окружность, по которым чаще всего изготавливают профили зубьев зубчатого колеса. В случае, если профиль зуба выполнен по эвольвенте, передача называется эвольвентной. Для передачи больших усилий с помощью зубчатых механизмов используют зацепление Новикова, в котором профиль зуба выполнен по окружности. Окружности, которые катятся в зацеплении без скольжения друг по другу, называются начальными (D). Окружности, огибающие головки зубьев зубчатых колёс, называются окружностями головок (d1). Окружности, огибающие ножки зубьев зубчатых колёс, называются окружностями ножек (d2). Окружности, по которым катятся прямые, образующие эвольвенты зубьев первого и второго колёс, называются основными окружностями. Окружность, которая делит зуб на головку и ножку, называется делительной окружностью (D). Для нулевых (некорригированных) колёс начальная и делительная окружности совпадают. Расстояние между одноимёнными точками двух соседних профилей зубьев зубчатого колеса называется шагом по соответствующей окружности. Шаг можно определить по любой из пяти окружностей. Чаще всего используют делительный шаг p =2r/z, где z – число зубьев зубчатого колеса. Чтобы уйти от иррациональности в расчётах параметров зубчатых колёс, в рассмотрение вводят модуль, измеряемый в миллиметрах, равный Модуль зубчатого колеса, геометрический параметр зубчатых колёс. Для прямозубых цилиндрических зубчатых колёс модуль m равен отношению диаметра делительной окружности (D) к числу зубьев z или отношению шага p к числу "пи" . Модуль зубчатого колеса стандартизованы, что является основой для стандартизации других параметров зубчатых колёс. Основные формулы для расчета эвольвентного зацепления:Исходными данными для расчета как эвольвенты, так и зубчатого колеса являются следующие параметры: m - Модуль - часть диаметра делительной окружности приходящаяся на один зуб. Модуль - стандартная величина и определяется по справочникам. z - количество зубьев колеса. ? ("альфа") - угол профиля исходного контура. Угол является величиной стандартной и равной 20°. Делительный диаметр рассчитывается по формуле: D=mzДиаметр вершин зубьев рассчитывается по формуле: d1=D+2mДиаметр впадин зубьев рассчитывается по формуле: d2=D-2*(c+m)где с - радиальный зазор пары исходных контуров. Он определяется по формуле: с = 0,25mДиаметр основной окружности, развертка которой и будет составлять эвольвенту, определяется по формуле: d3 = cos ? * DОт автора. Я нашел в интернете полезную программку в Excel 2007. Это автоматизированная табличка для расчета всех параметров прямозубого зубчатого колеса. Скачать Скачать с зеркала Итак, приступим к графическому построению профиля зубчатого колеса.
Вот и готов профиль зуба прямозубого зубчатого колеса. В этом примере использовались следующие параметры:
Расчетные данные:
На этом первая часть урока является завершенной. Во второй части (видео) мы рассмотрим как применить полученный профиль зуба для построения модели зубчатого колеса. Для полного ознакомления с данной темой ("зубчатые колеса и зубчатые зацепления", а также "динамические сопряжения в SolidWorks") необходимо вместе с изучением этого урока изучать урок №24. Еще скажу пару слов о специальной программе, производящей расчет зубчатых колес и генерацию модели зубчатого колеса для SolidWorks. Это программа Camnetics GearTrax. P.S.(16.03.2010) Скачать Camnetics GearTrax А теперь переходим с следующей части урока. Скачать 2-ю часть урока №30 Скачать с зеркала /strongПохожие статьи: Урок №9. Построение тела вращения типа "Колесо" (14191 Hits) Урок №10. Рисуем вилку для колеса (11720 Hits) Урок №26. Построение лопастей вентилятора (18812 Hits)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved." |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обновлено 05.12.2012 08:57 |